День науки план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Неделя науки в подготовительной группе День российской науки в доу

Еще с древних веков людей интересовало, как устроен мир и все, что их окружает. Проявляющийся интерес способствовал развитию знаний и науки. С усовершенствованием данных направлений улучшалась жизнь человечества и расширялись его возможности. Новые технологии, нанотехнологии, робототехника, изобретения, коммуникации - все это создано благодаря науке и научным достижениям.
Людям, которые способствовали и способствуют развитию науки, посвящен праздник 10 ноября - Всемирный день науки. Его празднуют профессоры, исследователи, другие научные деятели, студенты и лаборанты по всему миру. В нашем детском саду Дню науки посвятили День опытов и экспериментов «Чудеса с научной точки зрения». Педагоги учреждения уверены, что детство - это радостная пора открытий. Познание окружающего проходит в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачивается как увлекательное путешествие, так, чтобы ребенок получал от этого удовольствие. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.
Важно поддерживать желание дошкольников все узнать, все исследовать, направляя этот интерес в нужное русло. Все, что для нас, взрослых, давно привычно, понятно и не вызывает никаких вопросов, для маленьких исследователей является неизвестным и неизученным. Ребят интересует все, они многое замечают и хотят попробовать сами. Для дошкольников среднего и старшего возраста день начался с фокусов, опытов и экспериментов, они знакомились с природными явлениями, проводили опыты.
С помощью несложного эксперимента расширили дети свои представления о свойствах воды, магнита, природных ископаемых и др. Находясь в лаборатории, юные ученые активно участвовали в опытной деятельности и делились полученными ранее знаниями. Это произвело незабываемые впечатления на воспитанников. В ходе проведения опыта у дошкольников развивалась познавательная активность, расширялись знания о свойствах предметов, активизировалась речь и навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности. В ходе опыта ребята познакомились и с профессией «лаборант», «исследователь», «ученый». Каждому ребенку представилась возможность примерить на себя роль юного открывателя.

Традиционно, в начале февраля, в нашем детском саду проводится неделя НАУКИ, приуроченная к Дню Российской науки. Этот праздник очень близок нашим ребятам и их родителям, потому что многие родители наших воспитанников являются сотрудниками разных подразделений Российской Академии Наук.

На неделе НАУКИ ребята, под руководством воспитателей, проводят научные опыты и эксперименты, изучают свойства предметов, наблюдают за процессом их изменения, делают выводы.

Родители наших воспитанников, научные сотрудники Академии РАН, так же принимают активное участие на неделе НАУКИ в ДОУ. С большим удовольствием они рассказывают детям о своей работе, демонстрируют интересные опыты, доступно и наглядно представляют научное объяснение изменениям свойств предметов и явлений. Такие познавательные встречи для ребят становятся настоящим праздником, в процессе которых дети узнают много нового, интересного.

Кукарских Владимир Витальевич, научный сотрудник Института Экологии Растений и Животных УрО РАН, кандидат биологических наук, для ребят старших и подготовительных групп, подготовил цикл научных экспериментальных занятий. Владимир Витальевич в доступной и занимательной форме рассказывал о свойствах жидкостей разной плотности, демонстрировал процесс их смешивания, проводил опыты с жидким азотом, познакомил ребят с ископаемыми организмами, а так же с классификацией метеоритов.


Спирина Альфия Виликовна, старший научный сотрудник лаборатории квантовой электрофизики института электрофизики УрО РАН, к.ф-м.н. знакомила ребят средней группы с оптическими свойствами стёкол на примере лупы, светофильтров, призмы. Дети увидели, как стекло, преломляя свет особым образом из-за геометрии линзы, может увеличивать предметы.



Усанов Сергей Валерьевич, заведующий лаборатории сдвижения горных пород Института Горного Дела УрО РАН, к. т.н. подготовил для детей подготовительной группы презентацию на тему: «Горное дело». Ребята узнали об открытых и подземных горных работах, о добыче руды, нефти и газа и об их транспортировке, об авариях, случающихся в горном деле и способах их ликвидации, а так же узнали о необходимости и значимости современных научных исследований,проводимых в Институте Горного Дела УрО РАН.



Уже не первый год сотрудники Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института электрофизики Уральского отделения Российской академии наук (ИЭФ УрО РАН) приглашают наших ребят подготовительных групп в институт на экскурсию. Никонов Алексей Викторович, с.н.с. лаборатории прикладной электрофизики, ассистент: Чепусов Александр Сергеевич, м.н.с. лаборатории импульсных источников излучения, демонстратор люминесценции: Торопова Полина Викторовна, м.н.с. лаборатории квантовой электроники подготовили для детей познавательную программу: «Что такое электричество?»

Познавательная программа включала:

1. Мультлекцию «Что такое электричество?»

2. Демонстрацию опытов по статическому электричеству:

2.1. Взаимодействие заряженного эбонитового стержня и кусочков бумаги;

2.2. Взаимодействие заряженных воздушных шариков;

2.3. Взаимодействие заряженного эбонитового стержня со струёй воды.

3. Демонстрацию возможностей различных материалов проводить электрический ток.

4. Демонстрацию принципа электродвигателя.

5. Демонстрацию явления люминесценции на примере свечения минерала сподумен после его обработки в импульсном катодолюминесцентном спектрографе КЛАВИ.





Осипова Виктория Александровна, м.н.с. Института органического синтеза им. И.Я.Постовского,УрО РАН для ребят старшей группы подготовила и провела весёлое представление с фокусами: « Забытая сумка...», где были продемонстрированы не только фокусы на ловкость рук и иллюзию, а так же фокусы – опыты с изменением свойств жидкостей и тел.



Иванченко Виктор Сергеевич, старший научный сотрудник "Лаборатории скважинной геофизики", кандидат геолого-минералогических наук Федерального государственного учреждения науки института геофизики Уральского отделения Российской академии наук подготовил и провёл для ребят подготовительных групп познавательную презентацию - "Минералы Урала".



Кайгородова Ольга Анатольевна, ведущий инженер по патентной и изобретательской работе Федерального государственного учреждения науки Института электрофизики Уральского отделения Российской академии наук рассказала детям старшей группы о процессе изготовления стекла, применение стёкол в жизни и в науке, познакомила с увеличительным стеклом, а так же с цветными светофильтрами. Рассказала детям о природе возникновения статического электричества, показала примеры забавных опытов с его использованием. Ольга Анатольевна познакомила детей с понятием электрического тока, его природой и использованием.



Майорова Анна Владимировна н.с.,к.х.н. лаборатории аналитической химии Института металлургии УрО РАН - сокращенно ИМЕТ УрО РАН продемонстрировала для ребят детского сада №568 химические опыты:

1. Получение угольной кислоты и ее разложение с выделением углекислого газа (эффект газированной воды) при взаимодействии соды (Na2CO3) и разбавленной соляной кислоты (HCl)

2. Получение труднорастворимых веществ и затем их растворение на примере осадка Fe(OH)3, образованного при взаимодействии ионов железа (III) и аммиака (NH4OH). Растворение осадка Fe(OH)3 осуществлено путем добавления разбавленной соляной кислоты (HCl).

3. Переход окраски раствора на примере перехода при добавлении соляной кислоты (HCl) к хромату калия (K2CrO4) (желтый цвет) в дихромат калия (K2Cr2O7) (оранжевый цвет). И обратный переход из оранжевого цвета в желтый (получение хромат- иона) при добавлении аммиака к дихромату калия.

4. Опыт по разложению перекиси водорода (получение разноцветной змеи). В коническую колбу помещают соль медного купороса (CuSO4) добавляют воды, растворяют соль (голубая окраска раствора). Затем к раствору медного купороса приливают аммиака до получения фиолетовой окраски раствора (получения SO4) и приливают любое средство для мытья посуды (которое пенится). Осторожно по каплям приливают перекись водорода - наблюдаем бурное образование пены сине - фиолетового цвета.


Согласно ФГОС ДО в дошкольном детстве должно быть сформировано желание познавать окружающий мир, ставить гипотезы и планировать их решения, формулировать в речи выводы и доказательства. Этого можно добиться, организуя предметно-пространственную среду, позволяющую экспериментировать и делать открытия. В середине августа можно уделить время изучению взаимодействия разных веществ в окружающем мире, рассказать детям о физике, химии, археологии, открыть летнюю и создать условия для разнообразной познавательно-исследовательской деятельности. Описание интересных экспериментов для дошкольников, стихи о науке и беседы с детьми вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Неделя науки».

Социально-коммуникативное развитие

Создавая условия для социально-коммуникативного развития взрослый организует работу детей малыми группами, рассказывает о приборах, помогающих людям изучать окружающий мир, совершать открытия.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Речевое развитие происходит в пересказе небольших рассказов, играх со звуками и словами, а так же настольные игры. Воспитатель знакомит детей со словарями и значением использования научной литературы.

Художественно-эстетическое развитие

Дети изготавливают дневники наблюдений для лаборатории, рисуют карты для поиска сокровищ, рассматривают коллекцию фотографий и узнают об истории фотоаппаратов. Художественно-эстетическому развитию способствуют изготовление персонажей и съёмка мультфильма «Бумажки».

Физическое развитие

Решать задачи физического развития позволяют эксперименты на выяснение особенностей кровеносной системы, подвижные игры разных народов мира и работа с офтальмотренажёрами.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Для чего и как люди изучают окружающий мир». Цель: рассказать о значении науки в жизни. Пополнение экспериментального уголка новым оборудованием. Цель: привлечь внимание к экспериментированию. Проблемная ситуация «Как узнать… (рассмотреть что-то маленькое и т.д.)». Цель: формировать умение выстраивать гипотезы, активизировать речь детей. Рисование пеной для бритья. Цель: вспомнить с детьми технику рисования. Физминутка «Мы к лесной опушке вышли». Цель: вспомнить слова, порадовать детей.
Про-
гулка
С.р. игра «Лаборатория». Цель: развивать умение доводить игру до конца. Самостоятельные эксперименты на прогулке. Цель: учить формулировать гипотезу и планировать работу. Упражнение «Найди место звука в слове». Цель: закрепить умение определять местоположение звука. Самостоятельные игры в театральном уголке. Цель: способствовать развитию творчества. П.и. «Дорожка препятствий». Цель: продолжать учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; совершенствовать навыки пролезания под дугами; совершенствовать координацию движений. П.и. «Жмурки». Цель: порадовать детей.
ОД
2 п.д. Игры в уголке уединения. Цель: способствовать развитию общения между детьми. Презентация «Что делают физики». Цель: рассказать детям о профессии физика. Внесение энциклопедий об изучении природы, истории и т.д. Цель: показать важность литературы в познании мира. Конструктивно-модельная деятельность «Кораблики». Цель: изготовить оборудование для морского боя. Упражнение «Товары для здоровья». Цель: закрепить умение определять полезность продуктов и вещей, необходимых для здоровья.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Упражнение «Ветер дует на…» Цель: содействовать развитию дружеских отношений в коллективе. Игра «Неделька стройся». Цель: закрепить знания детей о последовательностях дней недели. Упражнение «Какое слово заблудилось?» Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Изготовление персонажей для мультфильма «Бумажки». Цель: расширять знания о мультипликации. Эксперименты на выяснение особенности кровеносной системы. Цель: развивать желание экспериментировать, учить объяснять полученные данные.
Про-
гулка
Общественно-полезный труд. Цель: совершенствовать умение работать в малых группах. Рассматривание муравейников. Цель: расширять знания детей об особенностях жизни муравьёв. Игра «Морской бой». Цель: способствовать развитию дыхательной системы. Распределение ролей для мультфильма «Бумажки», составление сценария. Цель: развивать актёрские способности, ответственность. П.и. «Иголка, нитка, узелок». Цель: учить соблюдать правила в игре. П.и. по выбору детей. Цель: закрепить умение выбирать водящего.
ОД

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии – «Богатство нашей планеты Земля». В рамках проекта «Дни науки в детском саду» (эксперимент с воздухом) .

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.

В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!!!

В: теперь присаживайтесь на подушечки.

В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

В: Итак, начнем наши опыты:

В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

В:Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

В:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.

Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес? »

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты?(ответы детей)

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

Молодцы, ребята.

Опыты с занимательной химией

«Египитские змеи»

«Волшебный вулкан»

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования

«Планета детства «Лада»

План - конспект

СОВМЕСТНОЙ ВСТРЕЧИ

«ОТМЕЧАЕМ ДЕНЬ НАУКИ В ФИЛИАЛЕ

«ЖИГУЛЁВСКАЯ ДОЛИНА»

Составитель:

воспитатель высшей категории Баталова А.Б.

г.о. Тольятти

детский сад №115 «Салют»

2016 год

Задачи:

Познавательное развитие: формировать умение детей проводить опыты с различными материалами (вода, электричество, воздух), развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Коммуникативное развитие: упражнять детей в умении аргументировать свой ответ, развивать диалогическую речь, речь – доказательства.

Социально - коммуникативное развитие: продолжать формировать навыки сотрудничества детей друг с другом, помочь овладеть способами и средствами взаимодействия с детьми и взрослыми.

МАТЕРИАЛЫ И ПОСОБИЯ:

Воздушные шары, кусочки шерстяной ткани, салфеточная бумага.

Пластилин, свеча, банка, спички.

Ёмкости, вода, мука, соль, растительное масло.

Музыка для физкультминутки.

Ход встречи:

Ежегодно 10 ноября отмечается Всемирный день науки. Ученые - это люди, чья деятельность связана с наукой, отмечают свой профессиональный праздник.

Ученые работают в разных исследовательских институтах и лабораториях.

Ребята, а в нашем городе есть место, где занимаются наукой, придумывают что – то новое?

Правильно, это технопарк «Жигулевская долина», который находится рядом с АВТОВАЗОМ.

Сегодня в нашем детском саду мы открываем филиал технопарка «Жигулевская долина».

Как вы думаете, в чем будет заключаться наша работа?

Ученые делают открытия. Мы тоже: нам интересно узнать, почему идет дождь, почему трава зеленая, почему улетает воздушный шарик, наполненный гелием.

А кто вам помогает узнавать и открывать для себя что-то новое?

В день Науки помогут нам сделать открытия наши папы и мамы.

Вы не возражаете?

Все готовы к проведению экспериментов? Начинаем.

1. - Ребята, а вы знаете, что такое электричество?

Где оно используется?

Первыми свой опыт покажет семья ……..

Их опыт называется «Электрические шары».

Кто из вас будет рассказывать, а кто показывать?

Может ли воздушный шарик притянуть к себе бумагу?

Давайте посмотрим и проверим.

/проводится опыт/

Кто хочет попробовать?

/проведение опыта детьми/

Вывод: шарик может поднять бумагу, если потереть его шерстяной нитью или тканью.

2. - Второй опыт представят …

И называется он «Кожа воды».

Мы моем свои руки водой, но знаете ли вы, что и воды есть собственная кожа?

Давайте это проверим.

/проводится опыт со скрепками и салфетками/

Будут ли скрепки плавать?

Вывод: нет, скрепки сделаны из стали, которая тяжелее воды, но если положить бумажную салфетку скрепки не утонут, а будут держаться на поверхности воды.

3. – Сейчас мы увидим опыт, который называется «Плавать или тонуть», а познакомят нас с ним …

Этот эксперимент покажет нам, как одни предметы плавают, в то время как другие тонут.

Как вы думаете, почему утонул кусочек пластилина?

Утонет ли лодочка, сделанная из такого же кусочка?

А если в нее положить груз?

Вывод: кусочек пластилина утонул, потому что он тяжелее воды, но так как лодке мы придали определенную форму, то она будет плавать, но если в нее поместить определенный груз, то она начнет погружаться в воду.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (на выбор педагога)

А) Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)

Б) Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук)

4. – Следующий опыт приготовили для нас Светлана Николаевна и Саша. Этот опыт требует соблюдения правил пожарной безопасности и называется он «Огнетушитель».

Может ли огонь гореть без воздуха?

Давайте понаблюдаем….

/проводится опыт/

В каком случае свеча горела дольше? Почему?

Вывод: большая банка содержит больше воздуха и, следовательно, больше кислорода. Кислород нужен для горения. Когда уровень кислорода в банке снижается, пламя гаснет.

5. – А этот опыт мы можем провести все вместе, ребята и взрослые присаживайтесь за столы.

Многие вещества можно смешать друг с другом, сейчас опытным путем мы увидим, так ли это на самом деле?

- Смешивание воды и растительного масла

Вывод: не смешались, как бы сильно мы не размешивали, вода и масло не соединяются. После перемешивания они снова разделяются, причем слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому что, частицы масла легче частиц воды.

- Смешивание воды и соли

Вывод: смешались, соль как будто исчезла, она просто растворилась в воде.

- Смешивание воды и муки

Вывод: мука и сода смешиваются и образуют густую массу.

ИТОГ ВСТРЕЧИ:

Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали?

Кого бы вы хотели поблагодарить за сотрудничество?

И я уважаемые родители хочу вас поблагодарить за новые открытия наших ребят.

Сегодня в день Науки,

Хочу вам пожелать.

Стараться больше в жизни

Новое узнать!

С чувством, с толком, с расстановкой
Все открытья совершать!
Быть решительным и ловким,
Никогда не унывать!

Ждём вас вновь, на следующие встречи в филиале технопарка «Жигулёвская долина».

angellash.ru - ОтделкаЭксперт - Информационный сайт